ПРОРОК И КРЕСТИТЕЛЬ ИОАНН ПРЕДТЕЧА

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Елиса­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета «была неплодна» (Лк 1. 7, 36).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, который сказал ему: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народприготовленный» (Лк 1. 17).

Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1. 22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа.

Свя­тая Ели­са­ве­та за­ча­ла и, бо­ясь на­сме­шек над позд­ней бе­ре­мен­но­стью, та­и­лась пять ме­ся­цев, по­ка ее не по­се­ти­ла при­хо­див­ша­я­ся ей даль­ней род­ствен­ни­цей Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия, чтобы раз­де­лить Свою и ее ра­дость. Ели­са­ве­та, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, пер­вая при­вет­ство­ва­ла Де­ву Ма­рию как Ма­терь Бо­жию. Вме­сте с ней Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию и во­пло­тив­ше­го­ся в Ней Сы­на Бо­жия при­вет­ство­вал «иг­ра­нь­ми, яко пес­нь­ми» и свя­той Иоанн, еще на­хо­див­ший­ся в утро­бе ма­те­ри сво­ей, пра­вед­ной Ели­са­ве­ты.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: “Иоанн будет имя ему”, и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который “воздвиг рог спасения в дому Давида”.

Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет “от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше”, т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода, и, когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником.

По ми­ло­сти Бо­жи­ей Иоанн из­бе­жал смер­ти сре­ди ты­сяч уби­тых мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях.Пра­вед­ная Ели­са­ве­та с сы­ном про­дол­жа­ла жить в пу­стыне и там умер­ла.

Детские годы Святой Иоанн провел в дикой пустыне, где, по словам святителя Иоанна Златоуста, он обитал, как на небе. Укрепляемое Божественной помощью и охраняемое Ангелом, дитя возраста­ло и укреплялось духом, готовясь к величайшему служе­нию — уготовить народ к принятию Мессии — Спасителя мира. Он носил грубую одежду из верблюжьего волоса, прихваченную кожаным поясом, питался лишь диким медом и акридами (род саранчи). Тридцать лет он обитал в пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой.  Но вот наступило время, и Господь призвал святого Иоанна к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа).

«Покайтеся, — раздался голос проповедника поста и покаяния, — приближибося Царствие Небесное».

Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего бо­лее не видел, кроме двух предметов — это грехов челове­ческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира.

И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане. Сущность проповеди святого Иоанна  заключалась в том, что прежде, чем получить внеш­нее омо­ве­ние, лю­ди долж­ны нрав­ствен­но очи­стить­ся, и та­ким об­ра­зом при­го­то­вить се­бя к при­ня­тию Еван­ге­лия. Ко­неч­но, кре­ще­ние Иоан­на не бы­ло еще бла­го­дат­ным та­ин­ством хри­сти­ан­ско­го Кре­ще­ния. Смысл его за­клю­чал­ся в ду­хов­ном при­го­тов­ле­нии к при­ня­тию бу­ду­ще­го Кре­ще­ния во­дой и Свя­тым Ду­хом.

Ко­гда ожи­да­ние Мес­сии до­стиг­ло выс­шей сте­пе­ни, при­шел к Иоан­ну на Иор­дан кре­стить­ся и Сам Спа­си­тель ми­ра, Гос­подь Иисус Хри­стос. Кре­ще­ние Хри­ста со­про­вож­да­лось чу­дес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми – схож­де­ни­ем Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя и го­ло­сом Бо­га От­ца с неба: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный… »

По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра».

Кре­ще­ни­ем Спа­си­те­ля про­рок Иоанн за­вер­шил и как бы за­пе­чат­лел свое про­ро­че­ское слу­же­ние. Он без­бо­яз­нен­но и стро­го об­ли­чал по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го. За это он ско­ро по­стра­дал.

Царь Ирод Ан­ти­па (сы­на ца­ря Иро­да Ве­ли­ко­го), правитель Галилеи, при­ка­зал по­са­дить про­ро­ка Иоан­на в тем­ни­цу за об­ли­че­ние его в том, что, оста­вив за­кон­ную же­ну, дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы, он без­за­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го бра­та Филип­па (Лк.3:19-20).

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир, на ко­то­рый съе­ха­лось мно­го знат­ных го­стей. Са­ло­мия, дочь нече­сти­вой Иро­ди­а­ды, сво­ей нескром­ной пляс­кой во вре­мя пи­ра до то­го уго­ди­ла Иро­ду и воз­ле­жа­щим с ним го­стям, что царь с клят­вой обе­щал ей дать все, че­го ни по­про­сит она, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства. Скверная тан­цов­щи­ца по совету своей злобной матери про­си­ла дать ей то­гда же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод опе­ча­лил­ся. Он бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, ко­то­ро­го сам рань­ше слу­шал­ся. Бо­ял­ся он и на­ро­да, ко­то­рый лю­бил свя­то­го Пред­те­чу.Но из-за го­стей и неосто­рож­ной клят­вы он по­ве­лел от­ру­бить го­ло­ву свя­то­му Иоан­ну и от­дать Са­ло­мии. По пре­да­нию, уста мерт­вой гла­вы про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния еще раз от­кры­лись и про­из­нес­ли: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го». Са­ло­мия взя­ла блю­до с гла­вой свя­то­го Иоан­на и от­нес­ла сво­ей ма­те­ри. Неисто­вая Иро­ди­а­да ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла его свя­тую гла­ву в нечи­стом ме­сте. Но бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва Ху­зы, по­греб­ла свя­тую го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля в гли­ня­ном со­су­де на го­ре Еле­он­ской, где у Иро­да был соб­ствен­ный уча­сток зем­ли (об­ре­те­ние чест­ной гла­вы празд­ну­ет­ся 24 фев­ра­ля).

Свя­тое те­ло Иоан­на Кре­сти­те­ля взя­ли в ту же ночь его уче­ни­ки и по­греб­ли в самарянском городе Се­ва­стии, там, где со­вер­ши­лось зло­де­я­ние. По­сле убий­ства свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Ирод про­дол­жал пра­вить еще неко­то­рое вре­мя. Пон­тий Пи­лат, пра­ви­тель Иудеи, по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста, над Ко­то­рым он на­сме­ял­ся (Лк.23:7-12).

Суд Бо­жий со­вер­шил­ся над Иро­дом, Иро­ди­а­дой и Са­ло­ми­ей еще при их зем­ной жиз­ни. Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под лед. Лед сда­вил ее так, что она ви­се­ла те­лом в во­де, а го­ло­ва ее на­хо­ди­лась на­до льдом. По­доб­но то­му, как она неко­гда пля­са­ла но­га­ми по зем­ле, те­перь она, слов­но пля­шу­щая, про­из­во­ди­ла бес­по­мощ­ные дви­же­ния в ле­дя­ной во­де. Так она ви­се­ла до тех пор, по­ка ост­рый лед не пе­ре­ре­зал ее шеи. Труп ее не был най­ден, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, как неко­гда при­нес­ли им гла­ву свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Ара­вий­ский царь Аре­фа в от­мще­ние за бес­че­стие сво­ей до­че­ри дви­нул вой­ско про­тив Иро­да. По­тер­пев по­ра­же­ние, Ирод под­верг­ся гне­ву рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Кая Ка­ли­гу­лы (37–41) и был вме­сте с Иро­ди­а­дой со­слан в за­то­че­ние в Гал­лию, а по­том в Ис­па­нию. Там они бы­ли по­гло­ще­ны раз­верз­шей­ся зем­лей.

В па­мять усек­но­ве­ния гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Цер­ко­вью уста­нов­лен празд­ник и стро­гий пост как вы­ра­же­ние скор­би хри­сти­ан о на­силь­ствен­ной смер­ти ве­ли­ко­го Про­ро­ка.

Святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников.

По вы­ра­же­нию од­ной цер­ков­ной мо­лит­вы, про­рок Иоанн был свет­лой утрен­ней звез­дой, ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем Хри­стом (Мал.4:2).

Комментирование запрещено